Хейдзунка в доставке

Оптимизацией и выравниванием загрузки доставочных автомобилей занимается человекозаменяющая управляющая система предприятия.
Без людей.
Прибавка в эффективности использования автопарка более 30 %.

Про япономатерную хейдзунку, она же выравнивание из производственной системы Тойота (TPS), мы уже писали в приложении к закупке-приемке на складе.

Здесь расскажем о практике применения выравнивания в бизнес-процессах розничной доставки на примере Юлмарта.

Дано:

  • потребитель может заказать доставку не ранее, чем “на завтра”;
  • в нескольких фиксированных временных интервалах на выбор (например, до 12, до 18, до 22);
  • по фиксированной цене — несколько вариантов цены в зависимости от массо-габаритов груза (типа курьер, легковая машина, газель, в такой логике).

В общем, все как у всех.

Приводит к:

  • 80 % заказчиков заказывают на вечер;
  • соответственно, вечером все машины заняты (бóльшей частью стоят в вечерних пробках), а днем бóльшая же часть простаивает. Баклуши страдают до невероятия;
  • необходимость погрузки основной части доставок вечером приводит к очевидным последствиям в плане неровной нагрузки на выдачу складов.

Решение:

  • Цены на каждый интервал формируются системой автоматически в зависимости от количества свободных машин в интересующий промежуток времени: чем больше машин/водителей простаивает — тем ниже цена. Бизнес-логика в своей основе идентична логике ценообразования авиакомпаний.
  • Покупатель, если ему все равно во сколько привезут, может вообще не выбирать временной интервал. Просто дата. Для него это самый дешевый вариант, а для маршрутизатора Ultimate — самая удобная возможность оптимально сконфигурировать маршрут с учетом ограничений трафика и максимальной эффективности использования доставочных сил и средств.
  • Вводится опция “срочной доставки” — на сегодня. При наличии, естественно, свободных машин.

При этом в отличие от авиакомпаний, продающих предельно стандартизированный продукт (два билета на один рейс в одном классе абсолютно идентичны), Ultimate IEM обсчитывает цену и доступное время доставки индивидуально для каждого заказа.
Помимо очевидного разброса массогабаритных параметров (привезти планшет или двухкамерный холодильник), в зависимости от перечня товаров может изменяться набор физических складов (включая удаленные логистические хабы), с которых нужно собрать товар для полной комплектации заказа.

Вот.
А на выходе — около 40% клиентов, ранее заказывавших на вечер, теперь ждет доставку в более удобное (для логистики Юлмарта) время.
Количество отказов по причине “клиента нет дома” сократилось на 10%.
Вечерняя смена кладовщиков на выдаче задышала.
Производительность труда в доставке (количество доставок к количеству занятых) выросла не менее, чем на треть.


Материалы из библиотеки атеиста Powered by Ultima Consulting


Хейдзунка в доставке

Powered by Сон разума