Очень мощный функционал Или на тебе, боже, что нам негоже

Акцентируемый продавцами невероятно богатый функционал ERP-систем — злоупотребление доверчивостью заказчиков.
Он бесполезен: потому что лишь малую часть вы сможете использовать на практике.
Он вреден: потому что будет отчаянно мешать снабдить систему тем функционалом, который нужен вашему бизнесу на самом деле.

По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.
Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Нам уже доводилось писать о технологии завлечения звенящими пустышками наивных чукотских юношей неустойчивых к фильтрации лапши заказчиков.
Незайтеливая технология, в общем, сводится к прикрытию блестящей фольгой наворотов многомиллионной дырки по существу.
Наворотов сколь ярких, столь и бесполезных в практическом использовании.

Однако длящийся опыт столкновений с неубывающей виктимностью вероятных жертв маркетинговых манипуляций побудил нас к созданию более общего материала — обобщенной критики (в научном смысле) такого популярного среди продавцов ERP-систем явления, как “богатый функционал”.



 

При описании функционала собственных решений мы взяли пример с подхода Rolls-Royce (в аутентичный британский период) к описанию технических характеристик выпускаемых автомобилей.
Например, мощность — «достаточная».

Так же и функционал решений Ultimate: достаточный.

Более, чем достаточный.

Сей лаконичной констатации вкупе с примерами применения отдельных элементов этого более чем достаточного функционала в реальном бизнесе — достаточно.

Более, чем достаточно.

Во всяком случае, для компетентного в предметной области заказчика.



 

Однако™ — на горе своим акционерам (и многомиллиардное счастье некоторым всемирно известным поставщикам ERP-систем) компетентных заказчиков — устойчивое меньшинство.

Для эффективного же воздействия на интеллектуальные большинства с «неизменно превосходным результатом»© используется такой маркетинговый инструмент, как «очень богатый функционал».

Нет, не так. «Очень Богатый Функционал».
В обиходе — ОБФ.

Простая, как липкая лента для мух, логика продавцов ERP-систем, делающих упор на ОБФ, в целом такова:

— Смотрите, дорогие потенциальные заказчики, как много у нас кнопочек, формочек и галочек. Видите, вот тут вот — согласование бюджетов, а тут мультимодальные перевозки, а тут прогнозирование продаж, а вот автоматические распознавание автомобильных номеров, и еще вот еще смотрите дальше в PowerPoint еще 170 страниц всякого “функционала”. Так-то вот, знай наших!

Как правило, охмуряемые на такой презентации представители заказчика приходят к выводу, что:

  • в предлагаемом решении есть вообще все, что когда-либо было придумано человеческим мозгом в области автоматизации бизнес-процессов. Что, в общем, недалеко от истины. Одним махом, типа, все сразу и автоматизируем.
     
  • что, конечно, бОльшая часть презентуемого функционала и вовсе пока не требуется. Но, с другой стороны, оно все уже сделано, и дополнительно за все это платить не надо. И кто знает, вдруг когда-нибудь пригодится “модуль” автоматического кормления рептилий на крокодильей ферме!
     
  • те блоки, что реально нужны, у нас, конечно, все совсем по-другому сейчас работает. Но так убедительно черти про “best practice” чешут, может и правда им лучше знать как надо? Чай, по всему миру “тысячи внедрений”, “лидер в рынке” и вообще — много миллионов зазря брать не будут. Накрайняк по ходу, типа, допилим.

Увы и ах: логика легкая, простая и неверная.



 

Представьте, что вы — участник многодневного марш-броска по пересеченной местности. Задача — максимальная доля рынка, то бишь на финише прийти поближе к верхней части списка финалистов.
Поскольку марш-бросок длительный, нужно максимально ответственно подойти к выбору содержимого рюкзака.

И вот вам в спортивном магазине продавец говорит: на-ка, хороший рюкзак, самое то. Нож, палатка, антимоскитные средства. Рояль и бампер от Камаза — бесплатно. — ШТОА? На кой черт мне рояль и бампер?
— Ну как... Вдруг пригодятся! Девушку там по дороге «Лунной сонатой» привадить или там Камаз, опять-таки, починить. Если по дороге попадется.
— Какая Лунная соната! Я и на пианине играть-то не умею!
— Ничего! На много дней в поход идете, будет время научиться.

Или вот.
У вас — строительная компания. Покупаете новый экскаватор.
Продажный агент мирового лидера рынка экскаваторов предлагает вам свою топ-модель. За много миллионов долларов.
Сам девайс настолько крут, что и на экскаватор-то похож не очень: ковш, безусловно, присутствует, однако вокруг него навешаны еще джакузи, пилорама, половина экрана IMAX, ресторанная печь для стейков, шреддер, фрагменты газопоршневой электростанции. Это из того, что можно разобрать сразу.
Весь этот фейерверк разнообразных устройств работает от одного двигателя, взаимодействуя друг с другом совершенно не поддающимся разумному пониманию образом.

Собственно, продажный агент это понимание изобразить и не пытается — по его квалифицированному мнению, заплатив несколько миллионов за ковш, все это феерическое шанхайство вы получаете совершенно бесплатно.
Чему и должны возрадоваться весьма.

В ответ на ваши очевидные вопросы в духе «на кой мне шреддер, срощенный с поливальной установкой» продавец отвечает в том смысле, что, мол, не хотите — не пользуйтесь, никто не заставляет. Однако если вдруг надо будет уничтожить бумажку или полить грядки с луком — все девайсы тут как тут, и совершенно бесплатно!
​Выгода очевидна.

А жалобы на избыточный расход топлива и абсолютно непредсказуемый масштаб геморроя с техобслуживанием выдают в вас профана — весь мир, мол, работает и не жужжит. Тысячи успешных внедрений и бестпрактисы. Не разбираетесь, мол, в колбасных обрезках, так хоть не позорьтесь. Вот контракт на поставку и реквизиты для перечисления предоплаты.



 

На самом деле — все очень просто.

ERP-система — один из типичных примеров сложных связных систем.

Если пропустить суровую математику, то одно из главных характеризующих свойств таких систем состоит в том, что при линейном наращивании сложности (=функционала) количество связей между элементами системы и разнообразие их взаимодействия возрастают экспоненциально.

Надежность, в свою очередь, так же экспоненциально падает.

Любая попытка модификации высоко сложной связной системы невероятно трудоемка (тащить рояль по горам). С какого-то порога сложности реакция системы на изменения становится и вовсе непредсказуемой — при вроде бы минимальном исправлении в одном участке бизнес-процессов полностью вываливаются блоки, которые, на первый взгляд, с изменяемым не связаны вообще.

Для простоты понимания — еще одна параллель, взятая из нашего блога на Хабре, где эта же проблема рассматривается с профессиональной стороны.
Если вы просто положите камень на ровную землю — в мире нет ничего стабильнее. А если “просто” положить его на склон горы, состоящей из таких же камней, — вы с большой вероятностью получите катастрофу лавинного характера.

Именно в этом эффекте и кроется секрет практической невозможности модификации ОБФ-решений SAP — последствия непредсказуемы.
Представьте, что в приобретаемом вами ОБФ-решении изначально реализован “функционал” часов. Однако уже после покупки в процессе внедрения выясняется, что блестящий, по уверению обаяшки-сейлза, часовой функционал — настенные ходики с кукушкой XIX века (“многолетний бестпрактис”). Тоже неплохо, но нужны-то вам наручные часы с секундомером! И... как теперь перепилить ходики в наручный хронограф?

Так что пусть лучше работает как есть, а вопли эксплуатантов про кривость и неудобство будем купировать мантрами про бестпрактисы. В колбасных обрезках, типа, не понимаете, сиволапые.

А вот любопытный взгляд инсайдера на аналогичную проблему в 1С.



 

Caveat emptor

Итак, падкому на маркетинговые манипуляции потребителю ОБФ-решение гарантирует:

  1. Долгое, очень долгое и дорогое внедрение.

или

  1. Очень плохое. Внедрение бестпрактисов as is — когда вам придется работать по шаблонам бизнес-процессов, заложенных лет тридцать тому назад в неподдающийся модификации разумными усилиями софт. Между пунктами 1 и 2 выбирайте, что сильнее соблазняет.
     
  2. Отвратительное качество поствнедренческого сопровождения: издевательски долгую (и, соответственно, — дорогую) реализацию самых примитивных изменений.
     
  3. При выборе пункта 1 совершенно бесплатно вы получите надежность системы чуть выше плинтуса. Необъяснимые и непредсказуемые зависания, тормоза, выпадения, непонятные ошибки, блуждающие нарушения целостности данных — все эти прелести вас ожидают в нарастающем со временем количестве.
     

Соблазняет перспективка?

Нет?
Ну тогда «кто предупрежден, тот вооружен». Теперь вы знаете, что пресейл-педалирование «Очень Богатого Функционала» — сигнал насторожить уши.

P.S. Да, обычно мы пишем, а «как надо».
Как надо — вопрос детально разобран в нашем Хабра-блоге, ссылку на который мы уже давали.

Если в двух словах: в базовой конфигурации Ultimate содержится исключительно универсальный функционал.
То есть тот, который с самыми минимальными изменениями (а, чаще всего, и вообще без них) используется в любом бизнесе.
А все живое многообразие остроумных и эффективных решений используется как база знаний, из которой — под четко сформулированные потребности конкретного бизнеса — переносится реально востребованный функционал.
Быстро, дешево, эффективно и надежно.
За качество — отвечаем.

Другие материалы из Библиотеки атеиста


Powered by Сон разума